IQmusic
Статьи о музыке
Об актуальности
использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике
С давних времен до наших
дней музыкальное искусство бесспорно признавалось философами, музыкантами,
педагогами как незаменимое средство развития духовного мира человека. Ни одно
искусство не сравнится с музыкой силой эмоционального воздействия.
В Древней Греции
музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Великий
Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение
музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические
переживания.
Пифагор считал, что
музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой
же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Известно, что музыка оказывает
и лечебное воздействие на организм человека. Еще Гиппократ использовал в своей
медицинской практике воздействие музыкой на больных.
В XVI веке музыка стала
применяться во время хирургических операций.
Выдающийся чешский педагог
Ян Амос Коменский, создатель прогрессивной и актуальной по сей день
педагогической системы, ввел музыкальное искусство в число обязательных
школьных предметов.
В XX веке интерес к
влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко
возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось
донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в
целом. Известный немецкий композитор, педагог, создатель детского музыкального
инструментария Карл Орф в 1924 году основал в Мюнхене школу, в которой обучение
и воспитание детей проводилось по системе ритмических движений (гимнастика,
танец, пантомима), в сочетании с коллективным музицированием.
Автор книги «Формирование
человека посредством музыки» В.Вюнш рассматривает музыку в качестве
центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему
набирать духовный опыт.
Многие педагоги, создатели
прогрессивных музыкальных методик (Б.Барток, Ш.Сузуки, Д.Кабалевский и мн. др.)
говорят о необходимости обучения всех детей музыке, независимо от их природных
способностей. В настоящее время в ряде стран (Англия, Канада, Япония и др.)
музыкальное искусство является обязательным предметом не только в
общеобразовательной школе, но и в высших учебных заведениях.
Результаты современных
исследований в области влияния музыки на ребенка дают почву для размышлений о
необходимости более глубокого внедрения музыкального искусства в учебный процесс
школы, в особенности - начальной. У младших школьников, в отличие от других
возрастных периодов, преобладает наглядно-образное мышление и
эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них остается
актуальной игровая деятельность. Специфика музыкального искусства, его
художественно-образная природа как нельзя лучше отвечает личностным
потребностям ребенка младшего школьного возраста.
В настоящее время музыка
активно применяется в психотерапевтической практике. В.М.Бехтерев говорил об
огромном значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его
жизни, подчеркивая также ее лечебное и гигиеническое значение. В своей работе
«Объективная психология» он говорил о влиянии музыки на деятельность сердца,
артериальное давление, обмен веществ, работоспособность и другие функции и
разделял это влияние на стеническое и астеническое.
Стеническое -
положительное влияние тоновых раздражителей, гармонии, мелодии и ритма на
функцию органов, астеническое - угнетение дыхания, обмена веществ, спазм сосудов.
Музыка, оказывающая стеническое влияние обладает определенными характеристиками
- темп на уровне частоты сердцебиений, регулярный ритм, отсутствие слишком
высоких звуков, динамика на уровне средней громкости звучания, преимущественно
гармонические каденции и др.
Во многих работах
(В.Стилман 1990, Дж.Уайт 1992 и др.) продемонстрирован позитивный эффект от
восприятия музыки на физиологические и поведенческие реакции, а также на
эмоциональное состояние человека в ситуациях, вызывающих тревожность.
Музыка не просто
воспринимается через эмоции, но и способна их корректировать. Т.Ю.Алексеевой
музыкальное искусство представлено как средство коррекции эмоциональной
дезадаптации у младших школьников (1998г.). Все это говорит о том, что
восприятие детьми специально подобранной музыки дает психотерапевтический и
общеоздоровительный эффект, необходимость которых также актуальна в наше время.
Музыка также оказывает
положительное влияние на интеллект ребенка.
Венгерский педагог Золтан
Кодай считал, что «без музыки человек не может быть полноценным - он всего лишь
фрагмент». Еще в 1951 г. он создал первую школу с расширенным преподаванием
музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с другими
школами, - и это, несмотря на то, что объем преподавания других предметов
пришлось сократить в пользу уроков музыки. Этот эксперимент был повторен в
Швейцарии (1988-1991) и также выявил положительные результаты. Итоги этого
эксперимента зафиксированы в работе Э.В.Вебера «Музыка делает школу».
Поскольку восприятие
музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует
различные функции (В.Ф.Коновалов, Н.А.Отмахова 1983 г.), цельное впечатление от
музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и
эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. Следовательно,
восприятие музыки вызывает усиление межцентрального и межполушарного
взаимодействия, т.е. интеграцию мозга. Причем восприятие музыки может
происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как анализ
частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих
формах восприятия (А.В.Торопова 1995 г.).
В работах Г.Ю.Маляренко,
М.В.Хватовой (1993- 1996 г.) показано, что регулярное восприятие детьми
специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает
показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального
воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного
анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция
произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная
работоспособность (Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова 1998 г.).
Следовательно, под
влиянием пролонгированного сенсорного притока в виде фрагментов специально
подобранной музыки улучшаются психофизиологические характеристики мозга, а
значит - повышается способность мозга к обучению.
Использование музыки в
преподавании других школьных предметов способствует решению еще одной важной
задачи. Тесное взаимодействие науки и искусства позволяет развивать у детей
способность целостного видения окружающего мира. Сочетание музыкального
искусства с основами наук в начальной школе гармонизует абстрактно-логическое
мышление с образным. Это особенно важно на начальном этапе обучения, когда
ребенок только входит в учебную деятельность.
Нет сомнений в том, что
музыка лечит тело и душу. То, что музыкой можно учить, еще предстоит доказать.
Но не будем забывать, что музыка просто дарит нам необъяснимую радость. Может
быть потому, что, соприкасаясь с ней, мы более или менее осознанно переживаем
что-то из нашего духовного существования...
IQmusic
Статьи о музыке