IQmusic
Статьи о музыке
Мы
видим звук
"Я взвесил звук, измерил и
расчислил
В загадку слова хитростью проник.
И умное злодейство я замыслил -
Предать железу свой живой язык…"
(А. Журавлев)
1. "Звук + цвет" ?
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о
цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете.
Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков
музыки.
Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут
восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет "Гласные",
в котором так раскрасил звуки:
А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый;
О - синий: тайну их скажу я в свой черед…
Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие
цвета : он считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным. Немецкий
лингвист А. Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красным, О
- пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А
представляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О -
ярко-оранжевым. Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете
гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуг.
Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые
соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно возникающие
неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи -
следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей?
На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь
"звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен.
2. Общие положения теории
Современная наука признает явление существующим лишь тогда,
когда оно либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя
в экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее слово
остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или
обнаруживались бы следы его действия.
Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту область
наука, как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё редко и с
трудом, а, проникнув, натыкается на непонятные "полные пустышки",
которые вскрыть своими инструментами не может.
Психические явления чаще всего непосредственно
не наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет, вычислению
поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны, зыбки, нерегулярны.
Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция. Каждый может
припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение или поступок были
подсказаны нам интуицией.
Более того, как выяснилось в процессе работ над
искусственным интеллектом, человек в сложных ситуациях принимает решение не
путем перебора всех возможных вариантов, а эвристически, подсознательно,
интуитивно находит нужный путь. Но с другой стороны, интуиция ведь и подводит
нередко. Как же понять, когда интуиция нашептывает нам правильное решение, а
когда каверзно подталкивают нас в тупик?
Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то кто прав -
А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?
Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых на
определённый стимул, а затем следует статистическая обработка полученного
материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника регистрации
разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется
подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки -
требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету,
скажем, от "самого красного" и до "наименее красного", от
"самого синего" и до "наименее синего" и т.п.
Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало, что в
подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные
вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных
- А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно
называют красной , Е - чётко зелёная, а И -
определённо синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но
хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто
встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная.
Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорными
для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А физики главными
считают соответствующие этим гласным цвета, потому что их комбинации
дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное
телевидение. Не удивительно ли, что и в языке соответствия именно главным
цветам оказались наиболее четкими?
Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое
устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных
цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки А, О, Е, И наиболее
частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в
свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета содержит
соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую
важную, ударную позицию: красный, синий.
Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они
связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь больше
разброс мнений испытуемых. Так, У- ассоциируется с тёмными оттенками
синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным,
тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего
цвета, но со светлыми: голубым, светло-сиреневым.
Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а
по звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо
располагается между жёлтойО и зелёной Е. Примерно половина
испытуемых называет её желтой, а половина - зелёной. Так что Ё - светлая,
желто-зеленая.
А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что
воспринимается как более светлая и яркая.
Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о
световой характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы - звукобуква
мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно
дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, черная.
Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно
повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й
с И привело и к сходным цветовым оценкам - Й воспринимается как синяязвукобуква,
хотя и с меньшей определенностью, чем И.
Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же
звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной
звукобуква Э по ответам испытуемых не получается: буквенная форма
другая. И вообще никакой определённый цвет с Э не связывается. А
поскольку и встречается Э в текстах крайне редко (гораздо реже всех
других гласных), то при дальнейшем анализе текстов ее решено было не учитывать.
Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно
закреплены в подсознании. Есть испытуемые, которые во всех экспериментах
показывают чёткие и единообразные результаты, совпадающие с "коллективным
мнением" всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных
экспериментах разноречивы, неустойчивы, и по их ответам никакой определённой
окраски звуков не прослеживается. Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет
предметов, но это не значит, что окраски предметов не существует. Важно, что
большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают
вполне определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого не
осознает.
Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям:
3. Реализация теории в поэтических текстах
Если соответствия звуков речи определённым цветам
существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться,
звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно
искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая
сторона особенно важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае,
когда в стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок
гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину
звуками соответствующего цвета.
Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например, красных
предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я;
они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее
заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего будет
сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зеленого
- нагнетанием Е, Ё и т.д.
Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических подсчётах
стала на глазах проявляться живая игра звукоцветовых ореолов поэтического
языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и точным
соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному смыслу
произведений. Судите сами.
У Блока есть стихотворение,
которое он написал под впечатлением от картины В. Васнецова "Гамаюн,
птица вещая". Стихотворение о грозных пророчествах передаёт
трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет казней, пожаров, крови.
Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны
встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные,
мрачные У, Ы, не так ли?
Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой точки
зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это действительно так,
будет наверняка недостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые слышит о
звукоцвете в поэзии: "Этого не может быть!" А на машинные расчеты
чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе. Поэтому опишем хотя бы
кратко методику компьютерного анализа этого и других стихотворений, о которых
здесь будет идти речь.
В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество каждой
из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль ударных
гласных, они при счёте удваиваются. Так как Ё, Я, Ю, Й
связываются лишь с оттенками основных цветов и ещё потому, что встречаются они
сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине
стиха они не имеют. Поэтому приплюсовываются к основным гласным.
Поскольку звукобуква Ё оказалась двухцветной, то её количество
разделяется поровну между О и Е. Синева Й выражена слабо,
поэтому количество Й сокращается наполовину и только затем
приплюсовывается к И. Подсчитывается также количество всех букв с
удвоением ударных (величина N).
Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте
стихотворения (Pk) и единицы размаха колебаний для данного текста:
Полученные частности сопоставляются с нормальными
(среднестатистическими для языка), и вычисляются нормированные разности этих
частотностей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в стихотворении
частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются:
Звукоцвет в стихотворении "Гамаюн, птица вещая":
Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно
было бы встретиться 116 на тысячу, а в стихотворении их гораздо
больше (Pk=0,159). При s= 0,018 такое отклонение частности (0.159 - 0.116 =
0.044) превышает случайное в 2.39 раза, то есть едва ли может быть случайным.
Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я,
чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней ряд кровавых). Вторым по
превышению нормы идет Ы, придавая красному тону мрачное, трагическое
звучание. Наконец, У (также с превышением частотности над нормой)
добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зеленые и лиловые оттенки.
Частотность всех остальных гласных ниже нормы.
Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то
получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-где с
тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Остаётся
только поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорции
доминантных звуков.
Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для
некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы можно
было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не
парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения
частотностей отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце дана
цветовая расшифровка результатов.
Звукоцвет в поэзии:
Хорошо видно, как точно использует изобразительные
возможности звукоцветовх ореолов С. Есенин. При сравнении уже
первых строчек его стихотворений с цветами доминирующих гласных сразу
обнаруживается явное соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила
роща золотая..." - доминирующий цвет жёлтый, слегка зеленоватый.
"Выткался на озере алый свет зари..." - звуки создают густо-красную
и тёмно-синюю гамму. "Воздух прозрачный и синий..." -
звукоцвет синий, чуть розоватый. "Зелёная причёска,
девическая грудь..." - зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма
звукоцветовых соответствий.
4. Вместо заключения
Как
говорится, комментарии излишни. Да, поэты могли бы сказать о себе словами А.
Вознесенского: "Мы видим звук". Они его действительно видят внутренним
взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих
стихах.
Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая тем
самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической речи.
IQmusic
Статьи о музыке