IQmusic
Статьи о музыке
На пределе возможностей
слуха
Французский отоларинголог
Альфред Томатис первым систематически исследовал влияние на психику человека
звуков высокой частоты.
Согласно его теории, ребенок,
плавая в амниотической жидкости в период внутриутробного развития, слышит массу
звуков, которые ему после рождения становятся недоступны — дыхание матери,
биение ее сердца, голос, шум от работы внутренних органов и т.п.
Обусловлено это тем, что в
период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей
звук значительно лучше, чем воздух; в частности, в жидкости гораздо меньше
затухают высокочастотные
Для использования своих
открытий на практике Томатис погружал в ванную защищенные пленкой микрофоны и
динамики, через которые транслировалась работа внутренних органов женщины.
Таким образом он моделировал фильтрацию звука через материнскую плаценту.
На получавшихся записях
большая часть спектра звуков лежала выше 8000 колебаний в секунду. Когда
сделанные таким образом записи давали регулярно слушать детям с различными
нарушениями — дислексией, аутизмом, гиперактивностью, то перемены в их
поведении и обучении были ошеломляющими. Этот высокочастотный звук, по теории
Томатиса, пробуждает чувство самой архаической связи с матерью.
Такие звуки, по-видимому,
затрагивают самые древние, первозданные слои наше памяти — блаженство
нахождения в материнской матке, единство с матерью — и пробуждают в слушателе
это забытое ощущение цельности.
Исследования и клинический
опыт Томатиса привели его к заключению, что ухо является одним из важнейших
органов, формирующих сознание человека. До него большинство людей, включая
ученых, изучавших ухо, считали, что у этого органа одна функция — слышать. Они
не замечали, что слышание — всего лишь один аспект гораздо большего,
динамического процесса, в котором участвует каждая клетка тела.
Томатис открыл, что ухо не
просто “слышит”, но колебания, воспринимаемые им, стимулируют нервы внутреннего
уха, где эти колебания преобразуются в электрические импульсы, различными
путями попадающие в мозг. Некоторые идут в слуховые центры, и их мы
воспринимаем как звуки. Другие создают электрический потенциал в мозжечке,
который контролирует сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они идут в
лимбическую систему, заведующую нашими эмоциями и выделением различных
биохимических веществ, в т.ч. гормонов, оказывающих влияние на все наше тело. Электрический
потенциал, создаваемый звуком, также передается в кору головного мозга,
заведующую высшими функциями сознания. Таким образом звук «питает» мозг, а
вместе с ним и все тело.
Еще одним открытием
Томатиса явилась прямая связь между диапазоном слухового восприятия человека,
диапазоном вибраций его голоса и его уровнем здоровья. — Сравните бесцветный,
слабый голос больного человека и звонкий радостный голос ребенка! Томатис
разработал особый процесс звукозаписи под названием “электронное ухо”. В этом
процессе из обычного звука поочередно вырезается то высокочастотная, то
низкочастотная компонента. Когда человек слушает такую запись, мышцы его уха
тренируются путем поочередного напряжения и расслабления; таким образом
расширяется диапазон слухового восприятия,
Существует множество
документированных исследований, показывающих, в частности, что в результате
применения этого метода усиливается творческий потенциал, улучшается память и
способность к сосредоточению. Также происходит значительное улучшение так
называемой тонкой моторики. В результате даже профессиональные музыканты
отмечали у себя значительное улучшение музыкальной техники и виртуозности
исполнения. Похожие результаты демонстрировали мастера различных боевых
искусств и профессиональные автогонщики. В настоящее время по всему миру
существует более 300 центров, осуществляющих лечение и тренинги по методу
Томатиса.
IQmusic
Статьи о музыке